В нашей школе с 1 сентября 2022 года работает кружок "Кукольный театр "Сказкин дом"
Записаться на кружок и посмотреть программу кружка, расписание занятий можно на сайте Навигатор дополнительного образования Тульской области https://dopobr.tularegion.ru/
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Кукольный театр «Сказкин дом»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Кукольный театр «Сказкин дом» - художественно-эстетическая.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказкин дом» является модифицированной программой.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в следующем: программа предусматривает развитие у учащихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель и задачи:
Цель: приобщение детей к миру кукольного театра; программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, творческого самоопределения, развитие мотивации к познанию и творчеству, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
·Изучать особенности различных видов кукол, театра кукол;
·Знакомить детей с техническим обеспечением театра кукол;
·Осваивать учебно-тренировочную работу с куклой;
·Овладеть навыками актерского мастерства работы с куклой;
Развивающие:
·Развивать у детей навыки правильной речи, дикции;
·Развивать интерес к сценическому искусству;
·Развивать воображение детей, как основу творческой деятельности;
Воспитательные:
·Формировать чувство коллективизма;
·Воспитывать в детях потребность к постоянному
совершенствованию своего голосового и речевого аппарата, к
изучению живого языка;
·Воспитывать в детях профессиональное мастерство.
Планируемые результаты освоения программы
Обучающие, развивающие и воспитательные задачи направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.
Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа –8 – 12 лет.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение – 8лет.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Кукольный театр «Сказкин дом» принимаются все желающие, достигшие возраста 8 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей).
Наполняемость группы:
1 год обучения - не менее 10 человек
Особенности состава учащихся: неоднородный (смешанный), постоянный,
с участием учащихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Организационно - педагогические условия реализации программы
Срок реализации программы: 1 год
Объем программы: 72 часа
Количество учебных часов по программе: 72 часа.
Форма обучения: очная
Форма проведения занятий: аудиторные
Форма организации деятельности: групповая
Формы проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- выступление
Режим занятий:
- количество учебных часов за учебный год:
1 год обучения -72 часа
- количество занятий и учебных часов в неделю:
1 год обучения – 1 занятие по 2 часа;
В кружок принимаются все желающие, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 10 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся. Занятия начинаются с 1сентября и заканчиваются 31 мая. Занятия проводятся 2 час в неделю, 72 часа за учебный год. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся, используются индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов: выступления перед зрителями - родителями, одноклассниками, участие в городских и районных фестивалях. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.
Материально-техническое обеспечение программы:
Специальное оборудование:
·Переносная ширма;
·Набор кукол для постановки спектаклей;
·Материалы для изготовления декораций и реквизита;
·Декорации и реквизит для спектаклей.
Технические средства обучения:
·Магнитофон;
- Проектор.
Ожидаемые результаты
-Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
-Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол.
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мастерства
Умение логически правильно и чётко передавать в своём чтении мысли автора, выявлять смысл текста.
Умение работать с куклой на ширме и без неё.
Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.
Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.
Умение передать характер персонажа голосом и действием.
Умение работать с куклами различных систем
Умение работать с куклой на ширме и без неё.
Овладение практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.
Учитывать особенности произведений при выборе их для постановки.
Овладение элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.